ОБУЧЕНИЕ
СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ
МЕДИА-БИБЛИОТЕКА
КОНТАКТЫ
 

Импровизация 

 

“Музыкальная импровизация - это выражение музыкальной мысли, настроения, способность понятно и ярко изложить языком музыки подчас самое сложное - неуловимое, то, что не всегда можно выразить словом, жестом, это то, что скорее родственно языку глаз и прикосновений - это настолько же тонкое и хрупкое умение, доступное далеко не каждому даже опытному музыканту”.

 

                                                                   (Катерина Корэлли “Искусство импровизации”)

 

  Умение импровизировать в музыке бесспорно говорит о музыканте больше, чем могли бы рассказать его титулы, награды, документы и прочее - искренняя, высокохудожественная импровизация, по-настоящему затрагивающая душевные струны слушателей, возможна только при определенном сочетании как человеческих качеств исполнителя, так и его профессиональных навыков.

  Известно, что далеко не каждый исполнитель обладает развитой фантазией, позволявшей бы ему без зазрения совести переврать композитора - вовсе не потому, что он неспособен исполнить написанное, а потому что он способен увидеть написанное и изложить это по-своему, так, как никто другой в принципе не может. Если воспринимать композитора априори как личность, то музыкант, исполняющий его произведение, так или иначе входит в контакт с личностью композитора, в противном случае становится невозможным донести до слушателя идею произведения. Исполнитель отчасти сотворец - в конечном счете, именно благодаря совместным усилиям его и композитора люди получают блестящую возможность слушать музыку и наслаждаться ей в той или иной мере.

  Конечно же, никто так вот запросто не возьмется перевирать нотный текст Моцарта, Бетховена, Россини, Шопена, Чайковского или Гершвина - композиторская гениальность, в том числе состоит и в том, чтобы написать так, что на месте написанного представить что-то другое просто невозможно; настоящего композитора (впрочем, как и любого музыканта) отличает от профана великолепно развитое чувство меры, стиля. “Из песни слов не выкинешь”, “не прибавить, ни убавить” - оба этих выражения наглядно иллюстрируют это явление.

  С другой стороны, известно, что во времена того же пресловутого Моцарта любой музыкант перед исполнением произведения должен был исполнить нн-ое количество  вариаций собственного сочинения, вариаций на исполняемое произведение. Также в распоряжении исполнителя была каденция - изначально импровизационная часть в произведении - тут уж у музыканта появлялась поистине замечательная возможность показать себя во всей красе.

  Если вспомнить, например, о  джазе, то понятие “импровизация” всплывает само собой - джаз без импровизации - это брачная ночь без невесты, но никак не джаз. То же касается и рок-музыки (имеется в виду настоящий рок, а не жалкие поделки убогих неучей и калек от музыки).

  Каждое живое выступление, каждое исполнение пусть даже и одного и того же произведения - это не тупое повторение того, что было на предыдущем концерте. Возможно, со мной возьмутся спорить академисты, исполняющие классический репертуар - что ж, в чем-то они правы - есть определенная трактовка произведения солистом, дирижером, но есть и определенные рамки привычного, общепринятого для подобной музыки. Я ни в коем случае не хочу сказать, что это плохо или хорошо и тем более не стремлюсь принизить ценность сокровищницы мирового классического наследия. Я просто хочу сказать, что трудно представить себе совершенно одинаковый подход к исполнению рока, классики, металла, этники, джаза. Все это - музыка, но каждое из перечисленных направлений предполагает как свою стилистику исполнения, так и свою энергетику, свои правила исполнения, свои понятия дозволенности и недозволенности.

 Так или иначе, но вне зависимости от музыкальной специализации развитая способность импровизировать на заданную тему или совершенно “с нуля” - замечательнейшая способность и полезнейшее умение. Человек - существо, способное поступать не всегда предсказуемо; только совершенный идиот всегда действует так, как предполагается - по заданной схеме, укладываясь в предписания и нормы, написанные и разработанные “знатоками” и “унификаторами” человеческих душ и мозгов. Особенно сложно представить себе настоящего человека искусства, который был бы подобен штампованной машинке по производству пошлых, пустых, никчемных творений. К слову сказать, существуют и такие существа, однако, это совершенно не значит, что нужно на них равняться. Важно помнить, что каждый индивидуален -  в искусстве понятие индивидуальности как нигде важно и значимо. Импровизация (рассматривая в данном случае музыкальное искусство) - отличная возможность познать и раскрыть свою индивидуальность.

 

Что же дает непосредственно вам обучение импровизации?

 

- это отличная возможность богаче и полнее увидеть предмет собственной специальности (вокал, инструмент);

- это расширение своих музыкальных горизонтов и открытие новых возможностей;

- развитие музыкального внимания и памяти;   

- развитие творческого мышления, возможность найти принципиально новые грани собственной специальности;

- и, наконец, я уверяю вас, вы вообще начнете получать от музыки принципиально новое удовольствие.

 

назад

 

 

Hosted by uCoz