ОБУЧЕНИЕ
СОЗДАНИЕ МУЗЫКИ
МЕДИА-БИБЛИОТЕКА
КОНТАКТЫ
 

Вокал

 

Процесс вокального обучения можно разделить на несколько основных этапов:

 

1. Непосредственно первое занятие. 

  Знакомство ученика и учителя. Что вызывает мой интерес и чему я придаю значение? Занимался ли человек вокалом у других педагогов до меня (соответственно, какие выработаны навыки, какие есть проблемы, достижения, если такой опыт был); как человек дышит, занимается ли спортом, если занимается, то каким, приблизительный род занятий, ритм жизни, привычный режим, музыкальные предпочтения, устремления, пожелания,

чему и зачем хочет научиться человек. С удовольствием и интересом прослушаю ваши собственные песни, либо перепевки чужих песен - как в записи, так и вживую - так  будет легче составить представление о ваших возможностях, а также представить фронт предстоящих работ, разработать индивидуальный план занятий, рассчитать нагрузки и т.д.

 

2. Этап простейших упражнений.

  Это упражнения непосредственно на дыхание и набор всевозможных разминочных упражнений для мышц всего тела, необходимых для приведения учащегося в должную психологически и физически “разогретую”, подготовленную к пению форму. Овладение техникой правильного певческого дыхания необходимо как непосредственно для дальнейшего процесса постановки голоса, так и рекомендовано мной как обладающее

общеукрепляющим и оздоровительным, тонизирующим действием. Разминочные упражнения для различных мышечных групп вашего тела - это не только развитие мышц, задействованных в дыхании и звукоизвлечении - это в то же время способ познания своего тела, его понимания, контроля над ним и своим психическим состоянием. Владение голосом, в конечном счете, невозможно без владения собственным телом и психикой.

 

3. На этом этапе к дыхательным и разминочным упражнениям постепенно добавляются распевки, имеющие свои уровни сложности и различные задачи. На этом же этапе я уделяю особенное внимание артикуляции, владению носоглоткой, мягким небом, языком.

 

4. Этот этап является закономерным продолжением предыдущего, естественным образом вытекая из него. На этом этапе происходит знакомство с резонаторами, обучение их использованию, “направленному” на разные резонаторы звуку. Соответственно, появляются и новые распевки-упражнения.

 

5. Этот этап наступает в зависимости от готовности ученика перейти к работе над песней. Подбор певческого материала конечно же происходит с учетом как

педагогических задач, так и вкусов и предпочтений ученика. В обязательном порядке проводится тщательный разбор текста песни, смысловой нагрузки, музыкальной

фразировки и прочего.  Одновременно с чисто технической работой над произведением в певческом контексте проводится и работа над создаваемым в песне образом, то есть на этом этапе так или иначе мы затрагиваем азы актерского мастерства, необходимые для работы на сцене, эмоционального, “живого”, прочувствованного пения, которое, собственно, и отличает настоящего певца (певицу) от убогого “технаря”.

 

6. Как отдельный этап я хочу вывести овладение всевозможными певческими приемами, не укладывающимися в понятие “базовой постановки голоса”. К этим приемам можно отнести технику гроула, скрима, йодли, гортанное пение, горловое вибрато, всевозможные краски создаваемые пением на вдохе, читку.

 

  В процессе обучения вокальному мастерству может потребоваться более углубленное изучение непосредственно актерского мастерства, элементарной теории

музыки, сольфеджио, возможно, возникнет необходимость в постановке английского (американского) произношения. В таком случае, целесообразно посещать

занятия по этим предметам отдельно.

 

В своей методике преподавания вокала я придерживаюсь трех основных принципов:

 

1. Принцип Естественности.

 

  Исходя из того, что каждый человек глубоко индивидуален как в духовном, так и в анатомическом смысле, я не занимаюсь навязыванием певческих стереотипов, не пытаюсь причесать под одну гребёнку обучающихся этой специальности. Есть определенные базовые принципы звукоизвлечения, дыхания, артикуляции, определенные упражнения для достижения высоких певческих результатов, однако, это вовсе не значит, что можно запросто заниматься штамповкой клонов - подобных изуродованных продуктов конвейерной и безответственной педагогики на российской эстраде вполне достаточно!

  Когда человек делает нечто естественное для себя, он ни в коем случае не насилует свою природу, не занимается планомерным убийством и дальнейшим погребением своих уникальных способностей, своей неповторимой индивидуальности, в конечном счете, самого себя! Многие почему-то пренебрегают этим принципом естественности также и во всех сторонах и областях собственной жизни - будь то работа, отношения с социумом, с близкими и любимыми людьми или потребление той или иной пищи, качество сна и прочее и прочее.

  Практика показывает, что в этой жизни во всем ее многообразии наиболее разумным является подход к чему-либо с позиций естественности для каждого, ибо любое нарушение этого принципа в любом, пусть даже, как кажется, незначительном аспекте приводит к депрессиям, потере жизненных целей, приоритетов, стрессам, неуверенности в себе, проблемам со здоровьем и прочим неприятностям.

  Отсюда мы можем сделать разумный вывод - в первую очередь следует жить  в согласии с собой, что, как следствие, дает блестящую основу для гармоничной жизни в нашем сложном и многообразном мире.

 

2. Принцип Добросовестности.

 

  Это своего рода обоюдный договор учителя и ученика, не зафиксированный на бумаге, но само собой разумеющийся. Ученик приходит к учителю за знаниями, которые, как предполагается, ему необходимы; учитель же обладает как раз тем необходимым комплексом знаний, который требуется ученику, а также обладает умением преподать эти знания, добросовестно выполнить свой профессиональный долг, помочь ученику раскрыть свой потенциал, свои возможности и добиться настоящих устойчивых результатов. В то же время, предполагается добросовестный подход ученика к занятиям, здоровая доля трудолюбия и понимания того, что учитель не в состоянии пройти путь обучения вместо ученика, совершить за него его работу, а значит и за него добиться его результатов.

Вывод: если вы идете ко мне на занятия, будьте наверняка уверены в том, что вы действительно хотите заниматься вокалом, а не пустой тратой своего и моего времени.

 

3. Принцип Человечности.

 

  Частные индивидуальные занятия - это занятия “один на один” в отличие от групповых занятий, где этот принцип осуществить крайне сложно по вполне понятным причинам. И ученик, и учитель - люди, а не просто абстрактные физические лица, осуществляющие совместную, взаимовыгодную деятельность. Отстраненное, в чистом виде деловое отношение одной из сторон или обеих одновременно в данном случае не имеет права на существование, так как практически сводит к нулю возможность полноценного, искреннего, добросовестного преподавания знаний учителем ученику, равно как и такого же искреннего, открытого и полноценного усвоения этих знаний учеником.

  Каждый пришедший ко мне на урок и по-настоящему стремящийся и желающий получить знания должен знать, что, несмотря на платность этих занятий, для меня, как для педагога, на первом месте стоит  желание человека научиться, а вовсе не деньги, уплаченные за каждый урок.

  Итак, Естественность на Естественность, Добросовестность на Добросовестность, Человечность на Человечность - только так я смогу научить вас.

 

назад

 

 

Hosted by uCoz