|
Аранжировка
Что
представляет собой предмет «аранжировка»?
Плох композитор, незнакомый со спецификой
инструментов, для которых он пишет свои произведения, но также плох и
аранжировщик, который и не знает этой специфики, и не владеет базовыми
знаниями, позволяющими эффективно и удобно для музыкантов
создать качественное с точки зрения аранжировки произведение.
Художники Эпохи Возрождения, например, как и всякие
уважающие себя художники, пользующиеся настоящими красками, владели
технологией изготовления этих красок, знали, как эти краски
взаимодействуют друг с другом не только с художественной, но и с чисто
химической точки зрения, имели свои, неизвестные современным художникам,
секреты создания этих красок. Шло время, наука делала все новые и новые
открытия, и, наконец, сегодня, всякий может прийти в художественный
салон и купить готовые фирменные краски от ведущих производителей мира.
Безусловно, это очень удобно, однако, художника современности не
поставишь на одну полку с художником Эпохи Возрождения. Такова жизнь.
Что же происходит в области музыкального искусства?
Практически то же самое. Если в былые времена композитор (как правило,
он же аранжировщик, а часто он же и дирижер) имел дело с живыми людьми,
живыми инструментами, листами партитурной бумаги и дирижерским пультом,
то современный композитор и аранжировщик зачастую обходится
возможностями музыкального софта, хороших синтезаторов или, что не
мешает вышеперечисленному, сессионными музыкантами. Конечно, наравне с
этими музыкальными «удобствами и прелестями» до сих пор в определенных,
как правило, джазовых и академических кругах, пользуются популярностью
традиционные методы аранжировки (нотная бумага, карандаш, ластик и
какой-либо инструмент для помощи в
творческом процессе).
Это вовсе не значит, что музыкальный софт,
компьютер и другие достижения современной цивилизации – это плохо.
Совсем наоборот. Это полезное и удобное дополнение к инструментарию
любого композитора-аранжировщика, не отменяющее и не умаляющее важность
получения традиционных знаний и навыков, позволяющих гармонично
сочетать краски на вашем музыкальном полотне. Ведь, делая аранжировку, - не важно на компьютере
дома, сидя в профессиональной студии с «живыми» музыкантами, создавая
гениальную тяжело-металлическую песню, шедевр хип-хопа, произведение в
академическом стиле для симфонического оркестра, душевный блюз или
блестящий клубный хит – важно чувствовать, знать и уметь сочетать
фактуру, тембры, владеть музыкальной колористикой. В конце концов, важно
помнить, что совершенно бездарная аранжировка способна испортить все
впечатление от изначально хорошего произведения!
Разумеется, в первую очередь, этот предмет будет
интересен и очень полезен людям, занимающимся композицией. Собственно,
эти предметы идут рука об руку. Для композиторов изучение этого
предмета, так или иначе, неизбежно, в то время как для исполнителей
(вокалистов, инструменталистов) изучение искусства аранжировки будет
носить скорее познавательный, расширяющий музыкальный кругозор характер.
Какую пользу вы получаете от изучения этого
предмета:
Ø развитие креативного подхода к аранжировке
произведения;
Ø изучение характерных признаков того или иного
стиля (например, латино, хард энд хэви, академический стиль, африканская
этника, электронная музыка и т.д.), ведь аранжировщик должен уметь
аранжировать произведение практически в любом известном музыкальном
стиле.
Ø
для исполнителей (как вокалистов, так и
инструменталистов) это блестящая возможность узнать и понять свое место
в ансамбле, расширить свой кругозор и увидеть себя со стороны в
контексте той или иной аранжировки, полнее и органичнее вписаться в
произведение, создать более многогранный музыкальный образ,
Ø для
композиторов или тех, кто, так или иначе, пытается заниматься
композицией это предмет первой необходимости - как было сказано выше,
совершенно бездарная аранжировка способна испортить все впечатление от
изначально хорошего произведения,
Ø
изучение фактуры в контексте
аранжировки,
Ø
изучение тембральной сочетаемости тех
или иных инструментов,
назад
|
|