|
Импровизация
“Музыкальная
импровизация - это выражение музыкальной мысли, настроения, способность
понятно и ярко изложить языком музыки подчас самое сложное - неуловимое,
то, что не всегда можно выразить словом, жестом, это то, что скорее родственно языку глаз и прикосновений - это
настолько же тонкое и хрупкое умение, доступное далеко не каждому даже
опытному музыканту”.
(Катерина Корэлли “Искусство импровизации”)
Умение импровизировать
в музыке бесспорно говорит о музыканте больше, чем могли бы рассказать
его титулы, награды, документы и прочее - искренняя,
высокохудожественная импровизация, по-настоящему затрагивающая душевные
струны слушателей, возможна только при определенном сочетании как
человеческих качеств исполнителя, так и его профессиональных навыков.
Известно, что далеко
не каждый исполнитель обладает развитой фантазией, позволявшей бы ему
без зазрения совести переврать композитора - вовсе не потому, что он
неспособен исполнить написанное, а потому что он способен увидеть
написанное и изложить это по-своему, так, как никто другой в принципе не
может. Если воспринимать композитора априори как личность, то музыкант,
исполняющий его произведение, так или иначе входит в контакт с личностью
композитора, в противном случае становится невозможным донести до
слушателя идею произведения. Исполнитель отчасти сотворец - в конечном
счете, именно благодаря совместным усилиям его и композитора люди
получают блестящую возможность
слушать музыку и наслаждаться ей в той или иной мере.
Конечно же, никто так
вот запросто не возьмется перевирать нотный текст Моцарта, Бетховена,
Россини, Шопена, Чайковского или Гершвина - композиторская гениальность,
в том числе состоит и в том, чтобы написать так, что на месте
написанного представить что-то другое просто невозможно; настоящего
композитора (впрочем, как и любого музыканта) отличает от профана
великолепно развитое чувство меры, стиля. “Из песни слов не выкинешь”,
“не прибавить, ни убавить” - оба этих выражения наглядно иллюстрируют
это явление.
С другой стороны,
известно, что во времена того же пресловутого Моцарта любой музыкант
перед исполнением произведения должен был исполнить нн-ое количество
вариаций собственного сочинения, вариаций на исполняемое произведение.
Также в распоряжении исполнителя была каденция - изначально
импровизационная часть в произведении - тут уж у музыканта появлялась
поистине замечательная возможность показать себя во всей красе.
Если вспомнить,
например, о джазе, то понятие “импровизация” всплывает само собой -
джаз без импровизации - это брачная ночь без невесты, но никак не джаз.
То же касается и рок-музыки (имеется в виду настоящий рок, а не жалкие
поделки убогих неучей и калек от музыки).
Каждое живое
выступление, каждое исполнение пусть даже и одного и того же
произведения - это не тупое повторение того, что было на предыдущем
концерте. Возможно, со мной возьмутся спорить академисты, исполняющие
классический репертуар - что ж, в чем-то они правы - есть определенная
трактовка произведения солистом, дирижером, но есть и определенные рамки
привычного, общепринятого для подобной музыки. Я ни в коем
случае не хочу сказать, что это плохо или хорошо и тем более не
стремлюсь принизить ценность сокровищницы мирового классического
наследия. Я просто хочу сказать, что трудно представить себе совершенно
одинаковый подход к исполнению рока, классики, металла, этники, джаза.
Все это - музыка, но каждое из перечисленных направлений предполагает
как свою стилистику исполнения, так и свою энергетику, свои правила
исполнения, свои понятия дозволенности и недозволенности.
Так или иначе, но вне зависимости от музыкальной специализации развитая
способность импровизировать на заданную тему или совершенно “с нуля” -
замечательнейшая способность и полезнейшее умение. Человек - существо,
способное поступать не всегда предсказуемо; только совершенный идиот
всегда действует так, как предполагается - по заданной схеме,
укладываясь в предписания и нормы, написанные и разработанные
“знатоками” и “унификаторами” человеческих душ и мозгов. Особенно сложно
представить себе настоящего человека искусства, который был бы подобен
штампованной машинке по производству пошлых, пустых, никчемных творений.
К слову сказать, существуют и такие существа, однако, это совершенно не
значит, что нужно на них равняться. Важно помнить, что каждый
индивидуален - в искусстве понятие индивидуальности как нигде важно и
значимо. Импровизация (рассматривая в данном случае музыкальное
искусство) - отличная возможность познать и раскрыть свою
индивидуальность.
Что же дает непосредственно вам обучение
импровизации?
- это отличная возможность богаче и полнее увидеть
предмет собственной специальности (вокал, инструмент);
- это расширение своих музыкальных горизонтов и
открытие новых возможностей;
- развитие музыкального внимания и памяти;
- развитие творческого мышления, возможность найти
принципиально новые грани собственной специальности;
- и, наконец, я уверяю вас, вы вообще начнете
получать от музыки принципиально новое удовольствие.
назад
|
|